Виды представлений. Основные объекты операционной системы и работа с ними Общий вид представления примеры

Заполнить таблицу:

1. Запустить программу ПРОВОДНИК с помощью главного меню. Указать, какая папка открыта на левой панели ПРОВОДНИКА.
2. На правой панели ПРОВОДНИКА создать папку Эксперимент.
3. На левой панели развернуть папку Мои документы щелчком на значке узла «+». Убедиться в том, что на левой панели в папке Мои документы образовалась вложенная папка Эксперимент.
4. Открыть папку Эксперимент. Указать содержимое правой панели ПРОВОДНИКА.
5. Создать на правой панели ПРОВОДНИКА новую папку НОМЕР ГРУППЫ внутри папки Эксперимент. На левой панели убедиться в том, что рядом со значком папки Эксперимент образовался узел «+». О чем он свидетельствует?
6. На левой панели ПРОВОДНИКА разыскать папку TEMP, но не раскрывать её.
7. Методом перетаскивания переместить папку Эксперимент с правой панели ПРОВОДНИКА на левую - в папку TEMP.
8. На левой панели ПРОВОДНИКА открыть папку TEMP. На правой панели убедиться в наличии в ней папки Эксперимент.
9. Разыскать на левой панели ПРОВОДНИКА Корзину и перетащить папку Эксперимент на её значок.

Задание №7. Сделать вывод о проделанной лабораторной работе:

Контрольные вопросы

Список используемой литературы

36. Кузнецов А.А. и др. Информатика, тестовые задания. – М., 2006.

37. Михеева Е.В. Практикум по информации: учеб. пособие. – М., 2004.

38. Михеева Е.В., Титова О.И. Информатика: учебник. – М., 2005.

39. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Учебник 10-11 кл. – М., 2007.

40. Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям 10–11 кл. – М., 2002.

41. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник 10–11 кл. – М., 2002.

42. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» 7–11 классы. – М., 2005.

Основным понятием ООП и элементом программы является объект, сочетающий в себе как совокупность данных, так и действий над ними. Тип-объект в Тurbo Раsсаl напоминает тип-запись, однако вместо зарезервированного слова rесоrd используется слово оbject, а кроме полей, представляющих данные, в нем перечислены и заголовки подпрограмм, называемых методами. При задании та­кого типа после зарезервированного слова оbject перечисляются все поля объек­та и заголовки методов, после чего пишется слово еnd. Так, в рассматриваемом примере используется тип (Соnnection (связь элементов):

tCоnnection = оbject

РredElem: Роinter;

NextElem: Pointer;

В этом типе РredЕlem и NextЕlem - указатели на предыдущий и последующий элементы в структуре (если соответствующего элемента нет, указатель имеет значениеnil ). Используются указатели типа Роinter, т.к. элементы могут быть различными: они могут быть и элементами строки, и строками. Далее идут заголовки двух процедур и двух функций, позволяющих либо задавать, либо получать значения указателей объекта.

Естественно, что затем все используемые методы должны быть описаны так же, как это делается для подпрограмм в модулях. При этом Допускается записывать сокращенный заголовок метода, однако перед ним следует через точку записать имя типа-объекта, к которому относится данная подпрограмма:

рrосеdure tConnection.РutPredElem;

РredЕlеm:=РredЕl;

Это нужно потому, что несколько разных методов, относящихся к разным объектам, могут иметь одно и то же имя, как и поля в разных типах-записях.

Некоторые объекты программы, особенно находящиеся в начале иерархичес­кого дерева, могут и не соответствовать каким-либо реальным объектам. Так, например, объекты типов tСоnnection (связь), tStructure (структура) и tOperation (операция) не имеют какого либо физического воплощения - они указывают лишь на некоторые двойства других, реальных объектов, таких, как строки, эле­менты строк. Однако выделение этих общих свойств в отдельные объекты бывает удобно, т. к. позволяет затем не повторять их многократно при описании уже ре­альных объектов. Такие объекты называются абстрактными, и переменных таких типов в программе, как правило, не бывает.

12.2.1. Инкапсуляция

Под термином "инкапсуляция" понимается совмещение в одном объекте как параметров, так и действий над ними. При этом включенные в объект подпрограммы (методы), как правило, оперируют с данными этого объекта или обращаются к методам объектов-предков (см. п. 14.2.2). Это позволяет объединить в одном месте все свойства объекта, что облегчает понимание работы программы, ее отладку, модификацию. Так, например, все свойства связей между элемента­ми в структуре, текста сосредоточены в типе tСоnnection. Как правило, к данным объекта извне непосредственно не обращаются, хотя это и возможно. Для обра­щения к данным обычно используют соответствующие методы. Так, в рассматри­ваемом примере для этой цели служат четыре метода РutPredElem, РutNextElem, GetPredElem и GetNextElem, с помощью которых можно задавать и получать зна­чения указателей на предыдущий и последующий элемент. Это обстоятельство не является надуманным. В нашей повседневной жизни так обычно и происхо­дит - мы используем те, или иные параметры опосредованно. Если взять уже упоминавшийся пример с компьютером, то у него есть такой параметр, как размер свободной памяти на жестком диске. Однако вряд ли владелец компьюте­ра для определения этого параметра будет непосредственно отсчитывать байты - для этой цели служат специальные подпрограммы.

Такое опосредованное обращение к данным позволяет избежать во многих случаях непредвиденных нежелательных изменений параметров. В Тurbo Раscal с этой целью используется специальное зарезервированное слово рrivate (приватный), в принципе запрещающее непосредственное обращение к тем или иным данным и методам объекта вне модуля, в котором описан объект. В версия 7.0 (приватная секция может размещаться в любом месте объекта (раньше -только в конце (после обычных, доступных параметров и методов). Так, если необходимо запретить из основной программы обращаться к данным объекта типа tСonnection (напомним, что основная программа редактора находится в отдель­ном файле), этот тип можно описать следующим образом:

tCоnnection = оbject

рrосеdure РutPredElem(PredEl: Pointer);

рrосеdure РutNextElem(NextЕl: Роinter);

function GetPredElem: Роinter; I

function GetNextElem: Роinter;

private

РredElem: Роinter;

NextElem: Pointer;

Если приватная секция находится не в конце объекта, то для ограничения диа­пазона действия зарезервированного слова р rivate следует после приватной секции поместить зарезервированное словоpublic (доступный извне) -только в вер­сии 7.0:

tCоnnection = оbject

РredElem: Роinter;

NextElem: Pointer;

рrосеdure РutPredElem(PredEl: Pointer);

рrосеdure РutNextElem(NextЕl: Роinter);

function GetPredElem: Роinter; I

function GetNextElem: Роinter;

Образы представления классифицируются по нескольким основаниям: виду анализаторов, включенных в процесс формирования образа; степени обобщенности образов; степени волевых усилий, необходимых для формирования образа; продолжительности сохранения образов и др.

По виду анализаторов , включенных в процесс формирования образа, выделяют зрительные, слуховые и двигательные представления.

Зрительные представления воспроизводят форму, габариты, цвет объекта. Вместе с тем в зрительных представлениях обычно выделяется какой-нибудь один параметр объекта, чаще всего связанный с постоянным занятием индивида. Например, архитектора, идущего по городу, элементы архитектуры будут привлекать больше, чем его спутника, не имеющего непосредственного отношения к градостроению. Соответственно, все это отразится и на содержании образов представления этих людей. В образах представления у архитектора будут лучше и больше представлены детали, имеющие отношение к архитектуре.

Рисунок 8.1 – Классификация представлений

Слуховые представления воспроизводят тембр, фонетику и интонацию звуковых объектов. Качество и содержание этих образов также обусловлено характером профессиональной деятельности.

Двигательные представления воспроизводят движение какой-либо части тела. Такие представления вызывают сокращения соответствующих

групп мышц. Экспериментально установлено, что если каким-то образом нейтрализовать такие мышечные сокращения, то и представления становятся невозможными. Подобная картина наблюдается и в отношении речи: стоит представить себе процесс произношения какого-нибудь слова, как это вызывает мышечные сокращения в области гортани.

Единичные представления – это образы определенных конкретных объектов, в то время как общие представления – это обобщенный образ целой группы однородных объектов. Например, образ легкового автомобиля

– это обобщенный образ представление, образ своего собственного автомобиля – это единичный образ представления.

Произвольные и непроизвольные представления различаются тем, что возникают они сами по себе или по желанию индивида с участием воли. Например, направляясь на деловую встречу, человек осознанно старается представить будущую ситуацию на основе имеющейся у него информации о составе участников, их интересах, помещении, где должна состояться эта встреча и др. Сформированное в результате представление будет произвольным. А вот образ представления о состоявшейся встрече, возникший в сознании человека помимо его желания при отходе к ночному сну – это непроизвольное представление.

По продолжительности существования выделяют кратковременные и долговременные представления.

Кратковременные представления обеспечивают текущую деятельность, они существуют в течение долей секунд. Например, в процессе произнесения фразы возникает кратковременное представление, помогающее построить эту фразу.

Оперативные представления существуют до конца решения задачи.

Долговременные представления сохраняются в долговременной памяти, периодически используются. Они являются, как правило, профессиональными представлениями. Например, у специалиста по ITтехнологиям такими представлениями будут: программа, алгоритм, интерфейс, принтер, компьютер и др.

45. Индивидуальные особенности представлений .

Индивидуальные особенности представлений проявляются в преобладании какого-либо представления, которым люди обычно пользуются при воспроизведении образов объекта. Как правило, человек не задумывается над тем, какой вид представлений является у него ведущим. Между тем информированность об этом может оказать существенную помощь в овладении какими-то знаниями, в успешном исполнении профессиональной деятельности, в обеспечении взаимопонимания при деловом общении и др. Так, если ведущим видом представлений у индивида являются:

слуховые представления , то воспроизводимый образ объекта всплывает в его сознании преимущественно в виде звучания слов (например, при подготовке к экзамену студенту-аудиалисту существенную помощь окажут возникающие у него звуковые образы представления в виде фрагментов лекций, воспроизводимых голосом лектора);

зрительные представления , то при воспроизведении материала предмета к нему на помощь приходят наглядные картины (фрагменты страниц конспекта или учебника);

двигательные представления , то, стараясь запомнить или воспроизвести объект, индивид подключает какие-либо двигательные акты (мысленное проговаривание, кинестетические действия и др.).

У человека может быть и несколько ведущих видов представлений. Динамика представлений в процессе индивидуального развития

человека еще не изучена в достаточной степени. Накопленные к настоящему времени экспериментальные данные показывают, что:

- первые представления у человека появляются примерно в возрасте полутора лет;

- к двум годам быстро развивается слухо-двигательные и речевые представления. Обеспечивающее быстрое освоение речи;

К 5-6 годам должное развитие получают зрительные представления (ребенок познает мир больше через наглядные образы).

Представления можно развивать. Для этого необходимо накапливать перцептивную информацию в определенной области. Нельзя, к примеру, вызвать представление о возможной причине неисправности телевизора, если человек никогда не изучал его устройство и принцип действия.

46. Сущность речи и языка и их роль в жизнедеятельности человека.

Чаще всего, когда хотят подчеркнуть совершенство человека как представителя живого мира, называют его владение речью.

Как психический познавательный процесс речь позволяет человеку:

взаимодействовать с другими людьми при решении различных проблем повседневной жизни:

получать и использовать на практике актуальную информацию, которая недоступна процессам чувственного познания ощущению и восприятию (правила поведения, нравственные ценности, закономерности природы и психики и др.);

изучать историю жизни на планете;

обогащать свои знания опытом предшествующих поколений;

обмениваться информацией с другими людьми.

Речь – это процесс практического использования языка в целях общения человека с другими людьми. Речь и язык – это не одно и то же. Речь

– это процесс общения, а язык – средство общения. Речь реализуется с помощью языка. Как средство общения язык при этом играет роль условных символов (знаков), принятых в данной общности людей. Речь озвучивает, «оживляет» языковые символы. Речь не может существовать без субъекта общения. Язык же может существовать и развиваться сложными образованиями и имеют определенную структуру, которая обеспечивает их нормальное функционирование.

Одним из общих элементов речи и языка является слово. В языковом аспекте можно сказать, что слово – это минимальный элемент (единица) языка, который может быть использован автономно в устной или письменной речи. Язык устанавливает за каждым словом конкретную смысловую нагрузку – значение . Значение слова есть, то что думает человек услышав это слово или увидев его в письменном виде.

Взятое в отдельности, слово представляет человеку то, что за ним стоит в обобщенном виде. Так, за словом «театр» в сознании человека воспроизводятся образы театров, в которых он сам бывал, о которых слышал или которые видел по телевизору.

Употребленное в речи совместно с другими, слово приобретает смысловое значение в соответствии с контекстом.

Контекст – это те окружающие слова, фразы, предложения, фрагменты разговора или даже ситуации общения, которые придают данному слову конкретное значение. Возьмем, к примеру, такой вопрос:

«Каково твое впечатление об этом театре?». Если вопрос задает один любитель-театрал другому, то значение слова «театр» относит собеседников к конкретному театру, приехавшему на гастроли в их город. Если же этот вопрос относится к участнику межличностного конфликта в трудовом коллективе, то значение слова «театр» окрашивается негативным чувством, связанным с неприятным событием социально-психологического плана – скандалом.

Таким образом, значение слова, имеющееся в уме одного из собеседников, должно быть передано партнеру по диалогу без искажений. Это и обязывает участников разговора позаботиться о помещении слова в контекстные рамки, ограничивающие уровень обобщенности этого слова.

47. Структура языкаи речи .

Структура языка включает в себя три основных элемента: фонемы, морфемы и грамматику.

Фонемы – это звуки, последовательное произношение которых приводит к образованию слов. Нарушение последовательности фонем или их замена приводят, как правило, к изменению значений слов. Например, в слове «кот» имеется три фонемы – «к», «о» и «т». Поставив фонемы в обратном порядке, получаем слово «ток» с совершенно иным значением. Тот же эффект будет, если заменить в слове «кот» последнюю фонему на «д».

Морфемы – это наименьшие лингвистические единицы, которые присущи значения. Они могут использоваться в языке либо самостоятельно («ад», «я», «однако»), либо в совокупности с другой морфемой («при»- открылся, «над»-стройка»). Морфемы могут быть как однофонемные, так и многофонемные.

Грамматика – система правил, по которым на данном языке строятся предложения (фразы). Благодаря соблюдению этих правил люди могут общаться, понимая истинный смысл сказанного. Грамматика имеет два аспекта - синтаксический и семантический.

Синтаксический аспект обеспечивает язык правилами соединения слов в предложении таким образом, чтобы правильно воспринимать их содержательную сторону. Сравним предложения «Четырнадцатое февраля – день Святого Валентина» и «Святого Валентина – четырнадцатый день февраля».

Семантический аспект связан с изучением значений слов в любом из их проявлений. Так, присоединение к слову «нести» морфем «от», «под», «у» существенно изменят смысловое значение этого слова.

К элементам функциональной структуры речи относятся речевые акты. Речевой акт – это выраженное словами сообщение, цель которого либо передача информации, либо стимулирование к действию. Наиболее распространенными речевыми актами являются декларативы, директивы, экспрессивы, репрезентативы, комиссивы.

Декларативный акт – это речевое действие, состоящее в сообщении (декларации) собеседнику информации с целью существенного изменения текущей ситуации. Например, взрослая дочь заявляет родителям: «Я выхожу замуж».

Директивный акт – это речевое распорядительное действие, вынуждающее собеседника выполнить то, что ему говорят. При этом распоряжение может быть выражено прямо или косвенно. Например,

заявление преподавателя нерадивому студенту: «Прошу вас больше не опаздывать на мои занятия» – это прямой директивный акт . Когда же сотрудник лаборатории говорит своему коллеге: «Сквозняк», имея при этом в виду не передачу информации, а скрытое требование прикрыть дверь или окно, – то это будет косвенный директивный акт.

Экспрессивный акт – речевое действие, ориентирующее собеседника на свободное, раскрепощенное поведение в данной ситуации. Например, хозяин говорит гостям: «Чувствуйте себя как дома».

Репрезентативный акт – это речевое действие, выделяющее объект среди подобных. Например, слова учителя истории об известной личности: «Он один из тех, кто достиг своей цели».

Комиссивный акт – это речевое действие, состоящее в принятии говорящим на себя каких-то обязательств. Например, в известном мультфильме мыши в очередной раз заявляют коту Леопольду: «Мы больше так не будем».

Современные компьютеры невозможно себе представить без наличия в них операционной системы - средства взаимодействия между пользователем и компьютером (программами и «железными» компонентами). Сегодня их можно насчитать десятки. Рассмотрим вопрос о том, что собой представляют главные объекты операционной системы на примере ОС Windows.

Форма организации взаимодействия между пользователем и операционной системой

На современном этапе развития компьютерной индустрии большинство разработчиков ОС используют методы объектно-ориентированного программирования и графические интерфейсы, позволяющие максимально упростить работу пользователя или обеспечить быстрый доступ к необходимой информации или настройкам.

Если ранее применялись ОС с пакетным вводом данных, когда нужно было задавать системе исполнение определенной команды путем ее ручного ввода, сегодня, благодаря наличию графического интерфейса, такая задача существенно упростилась. Пользователь не вводит команды, а нажимает кнопки для организации какого-то события, активации процесса, подтверждения исполнения программ, изменения настроек и т. д. Но какие же существуют объекты операционной системы, какую роль они исполняют, каковы их свойства, какие действия с ними можно производить? Рассмотрим основные понятия.

Основные объекты операционной системы

В свое время корпорация Microsoft при разработке первой версии Windows отказалась от использования организации работы, применяемой в DOS-системах. Само название ОС Windows свидетельствовало о том, что она состояла из окон в графическом представлении, что позволяло использовать так называемый режим многозадачности с быстрым переключением между программами, параметрами и настройками. Однако даже не в окнах суть.

Сегодня можно найти множество различных классификаций, однако в самом широком понимании объекты операционной системы можно представить в виде следующего списка:

  • графический интерфейс («Рабочий стол», окна, панели, меню, ярлыки и пиктограммы, переключатели, кнопки, интерактивные оболочки);
  • файловая организации файлов и каталогов);
  • приложения и документы (исполняемые элементы, программы или их совокупность, файлы, созданные в программах).

Интерфейс

Одно из главных мест отводится интерфейсу. Первое, что видит пользователь после старта ОС, - «Рабочий стол» и «Панель задач», на которых размещаются кнопки, ярлыки и другие вспомогательные элементы. Свойства объектов этого типа таковы, что с их помощью можно получить доступ практически ко всем функциям и возможностям ОС.

Особое внимание в этом плане отведено кнопке «Пуск» и вызываемому при нажатии на нее одноименному меню. Здесь расположено большинство ссылок на программы и основные настройки. Обратите внимание, что физически приложения находятся в другом месте, а в меню присутствуют только ярлыки, представленные в виде названий приложений или настроек с пиктограммами.

Пиктограммы или иконки как объекты операционной системы представляют собой небольшие графические изображения. Отличие ярлыков от пиктограмм состоит в том, что ярлыки, кроме названия программы или имени файла, описывают еще и некоторые свойства приложений, настроек или документов, а также указывают на месторасположение самого файла, подлежащего открытию. Для описания файлов используется еще указание на программу, с помощью которой его и можно открыть.

Меню являются средствами выбора действий пользователя. Условно их можно разделить на основные и контекстные (те, которые вызываются правым кликом). Однако организация основных меню входит в состав объектов, называемых окнами. И меню можно отнести также к элементам управления, поскольку именно в них пользователю предлагается выбор определенного действия.

Окна: разновидности и доступные операции с ними

Окна - это основные объекты (Windows или любой другой компьютерной ОС). В них имеется основное пространство, где отображается информация, или, как его еще называют, рабочая область. Также представлены специальные панели с основными меню, содержащими наборы команд или действий, кнопки быстрого доступа к тем или иным функциям, линейки прокрутки и т. д.

Действия с объектами операционной системы этого типа состоят в том, что их размеры можно уменьшать или увеличивать, сворачивать и разворачивать, производить быстрое переключение между программами, изменять масштабирование рабочей области и т. д. Кроме того, сами окна бывают основными и диалоговыми, что обеспечивает более тесное взаимодействие между программой и пользователем.

Элементы управления

И тут отдельно стоит остановиться на элементах управления. Главным элементом, если не учитывать планшетные ПК или смартфоны, а также сенсорные экраны, является курсор, при помощи которого можно перемещаться по всему интерфейсу, вызывать какие-то действия, производить изменение размеров и т. д.

Курсор «привязан» к мыши в стационарных ПК или к тачпаду в ноутбуках. В общих чертах курсор - это не только указывающий элемент. Например, при растяжении окон он меняет свой значок. Таким образом, даже по изменению состояния курсора всегда можно определить, какое именно действие производится или предполагается произвести в данный момент. Опять же, если на экране появляются песочные часы или вращающийся свидетельствует о том, что в данный момент происходит исполнение какого-то процесса и до завершения доступа к нему не будет.

Еще один управляющий элемент - экранная клавиатура, которая получила основное распространение на планшетах и смартфонах, когда подключение «железной» клавиатуры не предусмотрено.

Файлы и папки

Наконец, самым большим классом являются каталоги (директории, папки) и файлы, которые в совокупности образуют единую структуру, называемую файловой системой.

Файлы и папки с точки зрения компьютерной системы между собой не различаются, поскольку даже директории сами по себе являются файлами без расширения и также занимают определенное место на диске (причем для пустой папки может быть указан нулевой размер в файловом менеджере, но на самом деле это не так). Просто для удобства группирования сходных по каким-то признакам файлов и используется методика их объединения в один каталог.

В физическом плане, несмотря на то что некоторые файлы вроде бы присутствуют в какой-то директории, они могут располагаться в совершенно разных местах жесткого диска. Свойства объектов операционной системы этого типа определяются в первую очередь размером (занимаемым местом на жестком диске), местоположением в файловой структуре, типом и т. д.

И наверняка все знают, какие именно действия можно производить с обоими типами. Работа с объектами представленными в виде отдельных файлов или целых каталогов, сводится не только к простейшим операциям вроде копирования, удаления, переименования или перемещения. Для файлов, например, предусмотрен просмотр, редактирование, открытие в определенной программе (часто с возможностью самостоятельного выбора приложения) и многие другие действия.

Вместо итога

Но в целом это лишь краткий обзор основных объектов любой ОС. Заметьте, здесь мы не рассматривали организацию того же системного реестра только по той простой причине, что сегодня можно встретить и ОС, в которых он отсутствует как таковой (Linux), а структура ключей очень схожа с организацией файлов и папок. Собственно, и сами ключи являются файлами. Кстати сказать, приложения и программы - это тоже файлы или совокупность файлов, подлежащих выполнению средствами операционной системы.

Статьи по теме: